Хитрая рокировка: новые тенденции в парфюмерии

Хитрая рокировка: новые тенденции в парфюмерии

Парфюмерный снобизм, презрение к ­шедеврам и авторитетам, возвеличивание любых ­нишевых запахов — откуда взялись и чем грозят нам эти тренды в эфемерном мире ароматов.

Не секрет, что в beauty-мире свершилась революция дилетантов и к власти пришли самопровозглашенные гуру из интернета. Большинство из них молоды, категоричны, уверены в себе. И, к сожалению, малообразованны. Но именно они, эти next door girls, задают тренды, навязывают свое мнение, ругают каноны, эпатируют критикой, демонстрируют немыслимый макияж или вовсе отказываются от него. Короче говоря, придумывают всевозможные способы привлечь к себе внимание. Так или иначе, такой тренд есть. Он раздражает профи, но при этом вынуждает производителей перепрофилироваться. Крупнейшие бренды пляшут под дудку beauty-блогеров, потакая их капризам, налаживая выпуск новых средств и вводя в обиход раскрученные в сетях термины: «стробинг», «контуринг» и т. д. Благо столь грубый прессинг напрямую не коснулся парфюмерии: запахи через социальные сети не передать. В отличие от тенденций макияжа тренды в ароматах по-прежнему определяют профессионалы. То есть мы следуем за творцами, а не они за нами? Увы, не все так однозначно.

ВЗГЛЯД СВЫСОКА

Тот же интернет породил целое сообщество парфюмерных фанатиков. Они отслеживают все новинки, до посинения спорят на форумах о композициях, тратят последние деньги на коллекционные выпуски, редкие нишевые флаконы и аукционные раритеты. Казалось бы, что такого? Каждый имеет право на свое хобби. Но безобидные на первый взгляд аромаголики породили целое направление парфюмерного снобизма. Для его адептов уже не важен сам запах. Значение имеет лишь антураж, ключевые слова которого: эксклюзив, цена и ниша. Все, что нравится большинству, здесь отвергается. Coco Mademoiselle, Nina, J’Adore и другие мировые хиты вызывают презрение. Зато приезд некоего самопровозглашенного аромапрофессора с набором флаконов по 50 000 рублей за каждый заставляет новых снобов пасть ниц. И не беда, что от «Красной Москвы» последняя новинка псевдогуру почти не отличается. «Я порой стесняюсь в кругу глянцевых коллег говорить, чем надушена, — признается старший beauty-редактор Светлана Коцабенкова. — Когда они узнают, что это Narciso, Narciso Rodriguez, или Eclat d’Arpège, Lanvin, то насмешливо поднимают брови. Приходится в оправдание лепетать, что еще люблю Byredo, Jo Malone и другие нишевые бренды. При этом донимающие расспросами арома­аристократки окружены облаком такого удушливого эксклюзива, что впору надеть противогаз».

ГОЛЫЙ КОРОЛЬ

Стараниями аромаманьяков мы прекратили воспринимать парфюмерию как аксессуар и орудие соблазна. Она превратилась в фетиш, повод похвастаться и возвыситься над окружающими. Эксклюзивные и дорогие духи стали атрибутом социального положения, показателем статуса, а порой и интеллекта. Неважно даже то, что этот уникальный парфюм отвратительно пахнет. Главное — оповещать мир, что на тебе раритет. Свита же вначале, может, и зажмет носы, вопросив: «Что за вонь?!» А услышав ответ, как в сказке про новое платье короля, продолжит: «Ах, новое творение месье такого-то! Всего 10 флаконов! Сколько, говорите, стоит? Великолепно, как вам повезло! Можно ли еще вдохнуть на пару тысяч?» Снобизм снобизмом, но в итоге, желая поразить других, мы лишаем себя главного удовольствия — наслаждения ароматами. Причем не только себя, но и любимого человека. Недавно одна из коллег, которая долго пользовалась лишь нишей, призналась: «Вчера у подруги случайно надушилась то ли Si, Giorgio Armani, то ли La Vie Est Belle, Lancôme. В общем, чем-то разрекламированным и общеизвестным. И представляете, муж весь вечер так и норовил прильнуть к моей шее со словами: «Ну наконец-то ты пахнешь женщиной!» Сегодня же пойду в магазин за этими парфюмами. И куплю, пожалуй, еще парочку хитов». С тех пор об альтернативных ароматах она и слышать не хочет.

НУЖНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

«Я ненавижу всех этих молодых нахрапистых эксцентриков от парфюмерии», — категорично заявила Франсуаза Донш, главный ольфактолог Givenchy, во время одной из наших бесед. Она, признанный гуру аромасообщества, считает, что стать настоящим «носом» получится только с годами. «Безусловно, можно смешать запах навоза с синтетической пылью и сказать, что ты совершил революцию. Да, кто-то в это поверит и купит, дабы соригинальничать. Другой вопрос: сколько будет таких людей и нужны ли подобные экзерсисы в парфюмерии? Настоящий мастер всегда стремится, чтобы его творение украшало человека и поднимало градус его сексуальности. Ведь притяжение людей друг к другу — первоочередная задача духов», — логично резюмировала она. Франсуаза любит сравнивать парфюмерию с балетом, где, прежде чем стать солистом, нужно пройти кордебалет и сыграть множество небольших партий: «Для создания ароматов Givenchy я приглашаю только профессионалов со стажем. Тех, кто знает, что такое взлеты и падения, понимает чаяния аудитории и не стремится самовыразиться за счет наших бюджетов». За последние 20 лет у Givenchy не было не то что провальных, а просто рядовых запусков — одни бестселлеры. Так что мадам Донш знает, что делает.

БОЖЕ, КАКОЙ МУЖЧИНА!

Еще один, чисто российский феномен: на фоне сенсационного успеха тех брендов, о которых даже никто не слышал за рубежом, провал именитых марок. Лидеры с многолетней историей, концепцией и аромахитами — Annick Goutal, Penhaligon’s, Martine Micallef — совсем не пользуются спросом в нашей стране. Тогда как By Kilian, Byredo, Le Labo, Juliette Has а Gun, Roja Dove, Ex Nihilo, Frederic Malle имеют целую армию поклонниц. Причины здесь, похоже, гендерные. Иначе как объяснить, что создатели непопулярных у нас марок — женщины, пусть и талантливые, а успешных — мужчины. Причем очень симпатичные мужчины, надо сказать. Неужели пол парфюмера имеет для россиянок такое значение? Видимо, да. Недаром же эти плейбои зачастили в Россию. Они не чураются встать за прилавки, флиртовать с покупательницами, общаться с блогерами и выступать на бесконечных презентациях. Холеные, подтянутые, обходительные, ароматные — кажется, что эти мужчины действительно знают, как должна благоухать женщина. И это не досужие домыслы. Например, консультанты Jo Malone сознательно умалчивают, что Джо Малон — женщина. Причем немолодая и уже отошедшая от дел. Мужское имя, написанное на коробке с ароматом, — это уже 50 % успеха.

СПЛОШНАЯ ДЕМАГОГИЯ

Быть экспертом в парфюмерии, часами рассуждать на тему «химизации» ароматов, ностальгировать по былым шедеврам, покупать винтажные флаконы или, наоборот, записываться в очередь за новинкой от нишевого бренда, даже не представляя, чем она пахнет, — теперь обязательные составляющие образа сноба из «высшей лиги». Описывать же приобретенные духи принято как можно заковыристей, извращаясь до смешного. «Этот аромат-шалун дебютировал на моей коже россыпью мелких лепестков жасмина, затем хрустко укусил меня яблочным звоном, а в конце неожиданно шоколаднулся», «Я слышу в этом запахе явные ноты смородины. Причем не сорванной, а растущей на кусте», «Если быть повнимательней, то наряду с нотами красной клубники здесь можно уловить отголоски белой» — все эти цитаты не плод моих фантазий. Подобных разборов полетов в интернете найдется немало. Не покупайтесь на это словоблудие и сами не страдайте им — это нелепо. Задайте себе вопрос: поймет ли мужчина, ради которого вы надушились, что белая смородина активно «шоколаднулась» на вашей коже?

ДЕРЖИ КАРМАН ШИРЕ

Смех смехом, но на парфюмерном снобизме делаются огромные деньги. Новоявленные эксперты проводят ликбез, разъезжая по городам с семинарами. Предприимчивые дельцы выводят на рынок все новые марки с иностранными именами и запредельными ценами. Вопрос существования этого бренда за границей не поднимается. Добротности ингредиентов — тоже. Главное — легенда и стоимость. Ретропарфюмы успешно сплавляются на интернет-аукционах. Качество и запах большинства из них сомнительны, но коллекционеры отдают за обладание раритетами космические суммы. Пользуются ли они этими духами? Вряд ли. А если да, то совершают ошибку. «Винтажные ароматы асексуальны по природе, — поясняет Франсуа Демаши, главный «нос» Дома Dior. — Эти запахи ассоциируются со старшим поколением, этаким абстрактным бабушкиным сундуком. Вряд ли девушка, окутанная нафталиновым флером, пусть и купленным за солидную сумму, взбудоражит мужчин». Может сложиться впечатление, что автор этой статьи — воинствующий противник нишевой парфюмерии. Отнюдь! Я преданный фанат некоммерческих ароматов. Первая сую нос в любую эксцентричную новинку, изучаю историю альтернативных брендов, дружу или просто общаюсь с их создателями. Но я против всякого рода снобизма и фанатизма. Как в жизни, так и в парфюмерии. Аромат должен дарить уверенность, приятные эмоции и дополнять образ, а не заявлять о размерах кошелька и связях своей обладательницы.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>