Что может скрываться за нашим альтруизмом?

Что может скрываться за нашим альтруизмом?

«Самообман нечистой совести…» Как часто мы совершаем альтруистические поступки? И вообще, что это такое? Альтруизм – это такое поведение или действие, направленное на благо и пользу другого человека совершенно бескорыстно и безвозмездно, т.е., как говорится, «от всей души». Наверное, каждый из нас с этим знаком – не раз мы оказываем помощь нашим близким, простым знакомым или даже случайным людям «просто так», абсолютно не задумываясь о благодарностях и ответных шагах. А многим наверняка знакома реальная жертвенность и самоотверженность во имя любимого дитя, друга или возлюбленного.

Как правило, такого рода поступки принято напрямую противопоставлять эгоистическим. Однако в нашей психологической реальности не все так просто, и нередко одни вещи оказываются совершенно противоположными по сути, если заглянуть в бессознательную часть и выявить истинные намерения и мотивы.

В психоанализе существует понятие психологической защиты, когда с помощью определенного поведения человек бессознательно старается отгородиться от каких-либо внешних проблем или от своих истинных внутренних потребностей, мыслей, намерений. Поэтому бывают случаи, когда отъявленный альтруизм может служить лишь внешним фасадом человеческого поведения, за которым могут скрываться эгоизм или агрессия, злость или зависть. Таким образом, в некоторых случаях альтруистическое поведение может не быть истинным по своему глубинному происхождению, а выступать в качестве психологической защиты. При этом в действие вступают определенные защитные механизмы личности.

Нечто подобное мы можем встретить еще у легендарного философа Ф. Ницше. Для него добродетели — это ширма благоразумия, лояльности и конформизма. С помощью заповеди любви, считал он, люди пытаются скрывать свою зависть, но одновременно и закабалить других. В мнимой «любви к ближнему» легко просматриваются себялюбие и потворствование своим слабостям. Вот некоторые примеры и способы действия таких защитных механизмов.

При помощи рационализации человек может много говорить о своей гуманности и человечности, доказывать альтруистичность и милосердность своих поступков, оправдывая тем самым своё поведение, за которым на самом деле скрываются совсем иные мотивы. Например, кто-либо, имеющий деспотические наклонности и желание держать другого человека под полным контролем, объясняет свою навязчивую помощь и влезание в чужие дела, называя это чувством долга, заботы и любви. Когда в силу вступает реактивное образование, человек вытесняет свою злобу и агрессию и начинает активно проявлять заботу и доброту. Например, зависть и ревность таким образом могут превратиться в бескорыстие и заботу о других. Так, за внешней слащавостью и гуманностью человека может скрываться реально существующая агрессия, враждебность. Обычно такие люди чрезмерно навязчивы в предложениях своей помощи, все их поведение направлено скорее на социальную демонстрацию, нежели на действительное оказание поддержки. Хорошим примером может служить письмо одного мужчины, активно отстаивающего права животных. Взывающий к любви и человечности по отношению к братьям нашим меньшим в начале письма, в конце он заявляет с неподдельной злобой, что был бы рад видеть мучителя бедных зверушек умирающим в страшных муках.

Еще существует так называемое альтруистическое подчинение. Это означает, что наши собственные инстинктивные импульсы могут уходить в подчинение на пользу других людей. Так, например, одна молодая девушка в детстве была одержима двумя идеями – хотела иметь красивую одежду и много детей. Однако в своей взрослой жизни она была неброско одета, была не замужем и без детей. Зато эта девушка с энтузиазмом занималась сватовством своих подруг и их нарядами. Она была чрезвычайно озабочена тем, чтобы у ее друзей была красивая одежда, чтобы ими восхищались и чтобы у них были дети. Было похоже на то, что ее собственная жизнь была полностью лишена интересов и желаний. Вместо того чтобы стремиться к достижению собственных целей, она растрачивала всю свою энергию на сочувствие людям, о которых заботилась. Она жила жизнью других людей вместо того, чтобы иметь какие-либо переживания в своей собственной. Для всех своих импульсов и желаний она нашла замещение во внешнем мире. Таким образом, ее отказ от своих собственных желаний в пользу других людей на самом деле имел эгоистическое значение, но ее поведение, стремящееся удовлетворить потребности других, не может быть названо нами иначе как альтруистическое.

В истории психологической практики есть масса различных примеров скрытого за добродетелью эгоизма. Одна молодая девушка мечтала выйти замуж, но не имела в личной жизни успеха, в результате она старалась сделать все, чтобы устроить помолвку своей сестры. Другой пациент страдал от навязчивых состояний, когда не мог истратить на себя ни копейки, но тем не менее не колебался в щедрых тратах на подарки друзьям. Еще один мужчина, не осмеливающийся попросить о повышении зарплаты для себя, осаждал руководителя требованиями в защиту интересов своего коллеги. Во всех этих случаях идентификация пациента с другом, сестрой, получателем подарка выдает себя неожиданным теплым чувством связи между ними, которое сохраняется до тех пор, пока косвенным образом не будет удовлетворено его собственное желание.

Одним из хорошо известных житейских примеров является ситуация, когда родители навязывают своим детям собственные жизненные планы – одновременно и альтруистически, и эгоистически. Дело обстоит так, словно они хотят через ребенка, которого они считают более подходящим для этой цели, вырвать у жизни исполнение желаний, которые им самим реализовать не удалось.

Обратный предыдущему механизм называется альтруистическим отречением. Хорошим примером здесь может служить знакомая всем пьеса «Сирано де Бержерак». Главный герой, отличавшийся своим происхождением, умом и храбростью, к сожалению, не имел успеха у женщин из-за огромного носа. Влюбившись в свою кузину, но, зная о своем уродстве, он отказался от всякой надежды завоевать ее сердце в пользу человека более красивого, чем он сам. Совершив эту жертву, он обращает свою силу, храбрость и ум на службу этому более удачливому любовнику и делает все, что в его силах, чтобы помочь ему добиться цели. В бою он борется за его жизнь, не жалея своей. Так внешний дефект поэта – необыкновенно длинный нос, вызывающий, по его мнению, к нему презрение — заставляет его думать, что другие больше подходят для реализации его мечтаний, чем он сам. Подобного рода механизм имеет тесную связь со страхом смерти. Человек считает свою собственную жизнь достойной сохранения лишь при наличии возможности удовлетворения собственных инстинктов. Когда он отрекается от своих импульсов в пользу других людей, их жизни становятся для него дороже, чем своя собственная.

Известная женщина-психоаналитик Карен Хорни, обращаясь к проблеме замаскированного эгоизма, описывала понятие невротической любви, когда человек с безграничной жаждой любви к себе может дарить любовь другим, неосознанно преследуя цель получить подобное же ответное отношение.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>