Взаимопонимание — это просто

Взаимопонимание — это просто

«Он меня не понимает», «Они всегда со мной не соглашаются», «Объясняю, объясняю— реакции ноль«.

Знакомая ситуация? У многих такие проблемы возникают в семье, на работе, а иногда, и с друзьями. Как будто и знакомы давно и многое уже пережили вместе, а бывает, очевидное для тебя вызывает абсолютное не понимание у собеседника. И сколько не объясняй, какие доводы не приводи – результат один и тот же… В чем же загвоздка?

Все мы разные

На вкус и цвет, как говорят, товарищей нет, но дело не только в этом. Мы, люди, все очень по-разному воспринимаем и интерпритируем информацию, которую получаем. Это ни хорошо, ни плохо – это факт.

В психологии принято классифицировать разные типы восприятия по характеристикам так называемых «репрезентативных систем», благодаря которымнаш мозг получает зрительную, слуховую, словесно-понятийную, тактильную, вкусовую , обонятельную и другую информацию об окружающем нас мире. В зависимости от приоритетного канала восприятия, разделяют четыре основных типа: визуал, аудиал, кинестетик и дигитал.

Как правило, у человека один ведущий канал восприятия. Все остальные – вспомогательные. Но встречаются и смешанные типы восприятия.

Как это проявляется на практике?
Визуал мыслиткрасивыми картинками, аудиал, напротив, воспринимает мир через окружающие его звуки, кинестетик живёт своми ощущениями, ну а дигитал доверяет,по большей части, фактам и цифрам.

Конечно, это ни в коей мере не означает, что кинестетик ничего не видит и не слышит вокруг себя, просто он больше доверяет своим ощущениям. Для визуала важен видимый образ, аудиал очень чувствителен к словам, интонациям и звукам, а дигиталу ничего не доказать без четкой структуризации и фактажа, подтвержденного источниками, которым он доверяет.

Чуть подробнее о каждом типе восприятия:

Визуал

Если он или она, как Алиса из сказок Льюиса Кэррола, восклицает: «Какой толк в книгах, если в них нет красивых картинок?» — знайте, перед вами визуал.

Это он воспринимает информацию в картинках, обожает строить подробные планы своего будущего, выдавать креативные идеи, рассказывать о происходящих с ним событиях. У него оченьсильно развито воображение. Он буквально видит свою идею, уже воплощенной в своем воображении, как другие люди видят сны.

Соответственно, если тебе нужно донести какую-то, важную для тебя, информацию до визуала, нужно сделать это на его языке, т.е. визуализируй. Если не можешь нарисовать картинку, — найди в интернете фотографию, которая максимально близко описывает твою проблему, и объясни, чем она отличается от той, которая на картинке, — вот тогда он поймет. Видео, графики, чертежи, красочные презентации – все это любимые инструменти визуала. Эстетика для него очень важна. Если придется выбирать между комфортом и красотой – их выбор будет однозначно на стороне красоты.

«Посмотреть, чтобы услышать», — его основное правило, он, даже разговаривая с тобой, слегка отстаняется, чтобы лучше видеть тебя. Зрительный контакт, жесты, выражение лица, язык тела – это то, без чего он не воспринимают информацию или воспринимают плохо. Обмануть его очень не просто, потому что, когда ты врешь, язык тела все равно говорит правду, а чувствительный визуал воспринимает это диссонанс между твоими словами и движениями, и не доверяет противоречивой информации.

Аудиал

Человек, что живет в мире звуков, тембров, регистров, мелодий и ритмов.

Для него важен звук во всех его нюансах. Важно все: тембр голоса, ритм разговора, смысловые паузы, оттенки интонации, смысловые переходы, правильность произношения и красота речи. Сам он очень любит поговорить и делает это с упоением. Всегда следит за красотой и богатством своей речи и ценит это качество в других. Размышляя, он часто напевает или проговоривает мысли вслух. Обычно, аудиалы — прекрасные ораторы. И если он не реализуют это мастерство в профессиональной деятельности, то очень любит поговорить дома, с друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми. И что показательно, его правда интересно слушать, он много знает, много где был и видел и с упоением об этом рассказывает.

«Чтобы услышать, надо не смотреть» – основной тезис восприятия аудиала. Когда нужно что-то до него донести, говориочень подробно, со всеми деталями, понижай тембр голоса, замедляй и ускоряй темп речи, в особо важных местах – делайпаузы и смысловые ударения. Убедитесь, что он хорошо тебя слышит и понимает, как это для тебя важно. Не бойся спросить об этом, он оценит, что ты хочешь, чтобы он слышал тебя.

Кинестетик

Вот кто человек действия. В его понимании, строить планы на будуще – все равно, что строить воздушные замки. Что действительно важно ему- так это самому почувствовать, полностью войти в ситуацию, нужно получить собственный опыт. И надо обязательно попробовать, потрогать, сделать самому.

Личный опыт – вот источник получения информации для него. И да, комфорт важнее красоты в его мире. Он может, есть блюдо прямо из кастрюли, если оно вкусное, носить одну и ту же одежду несколько лет, если в ней удобно и ему все равно, что там сказал кто-то умный, если это не подтверждает его личный опыт.

Дети – дошкольники, почти все сплошь – кинестетики. Потому, если ты хочешь, чтобы он воспринял похвалу, не просто скажи, «молодец», но и обними, и погладь по голове. Для него это не слишком – как раз, то, что нужно, так он воспринимает твои слова на уровне телесного контакта.

Кстати, кинестетику, нужно записывать информацию, чтобы ее запомнить, аудиалу – необходимо несколько раз проговорить её вслух, а вот визуалу – можно просто прочитать.

«Скорее прикоснётся, чем посмотрит» – такова реальность, кинестетику нужно всего касаться, трогать руками, пробовать на вкус. Поэтому, пытаясь от него чего-то добиться, обратись к его предыдущему опыту, если не можешь дать потрогать, пощупать и опробовать лично.

Дигитал
Перед тобой — мастер анализа, расчёта и логических размышлений. Для него важней всего — смысл, функциональность и целесообразность.

Информацию он воспринимает через цифры, факты и знаковые системы. Что любопытно, мыслит он словами. И если для других типов восприятия, слова – это только путь к опыту, его описание, то для дигитала – слова самоценны, весь его опыт состоит из слов и анализа их значения, сочетания и интерпритации. Он не подключает чувственные каналы восприятия, для него слова – это носители опыта.

«Я понимаю, что ты сейчас чувствуешь» – вот типичная реакция для дигитала В его системе координат то, что проговорено – уже реально, зачем еще что-то чувтсвовать? Разговаривая, он поддерживает отдаленную дистанцию, почти всегда не поддерживает зрительный контакт и вообще, выглядит отстраненными. Но в стрессовой ситуации, он часто проявляет сверхрациональность, и это позволяет ему справиться с неожиданностью или тревожной ситуацией.

Настройка
Ты уже заметила, что разные типы людей,по большому счету, по-разному видят, слышат и ощущают окружающий мир — и эти оттенки восприятия могут сильно изменить общую картину восприятия и осложнить коммуникацию.

Как же научится лучше понимать людей и быть понятней для них?
Одна и та же мысль, но сформулированная по-разному, будет более понятна людям с разными типами восприятия.

Услышав музыку, визуал назовет ее «красивой», аудиал «мелодичной», дигитал «приятной», а кинестетик» волнительной».

Поэтому, чтобы понять, как лучше донести твою мысль или желание, определи, как твой партнер воспринимает информацию. Обращай внимание на то, как он выглядит, двигается, поддерживает ли зрительный контакт, какой у него темп речи, жестикуляция, лексика.

Определив, подстройся под них и начни вещать на их канале информации. Ты удивишься, как просто будет донести до собеседника свою мысль, насколь легче будет убедить его в твоей правоте и как легко, оказывается, достигнуть взаимопонимания.

Кроме того, освоив новые для тебя каналы восприятия и передачи информации, — ты обогатишь свою жизнь новыми красками, смыслами и нюансами, которые сделают ее полнее и насыщеннее.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>